Авто-легенда

Картинки: #1
Авто-легенда
Картинки: #2

Авто-легенда

Картинки: #3

Авто-легенда

Давайте начнем хотя бы с первой. Каким образом старший лейтенант ВВС СССР Ю. А. Гагарин мог ещё до полета в космос приобрести «ЗиМ» (ГАЗ-12), стоимостью в 1,5 раза выше 21-й «Волги» (около 8 000 рублей). Знатоки утверждают, что Гагарин сразу и надолго влюбился в эту 6-цилиндровую машину с трансмиссией и гидромуфтой, передними барабанными тормозами и бесшумно работающим задним мостом. Влез в долги и обещал вернуть их после возвращения из космоса. Но ведь мог полететь вовсе не он, а один из его многочисленных дублеров. Зарплата старлея была по тем временам не более 150 рублей.

Гагарин вообще был неравнодушен к мощным и дорогим автомобилям. После полета в космос он объездил полмира, и во время посещения французского завода Matra, специализировавшегося на ракетно-космических технологиях, его внимание привлекло 2-х местное спорткупе весом всего в 610 кг — Matra Bonnet Djet VS. Эта кроха выдавала 195 км/ч по прямой, а его тяжелый советский ГАЗ-12 — всего 120. Кузов Matra был сделан из стеклопластика и под капотом находился форсированный до 94 л.с. 1,2 литровый двигатель от Renault 8. Естественно, тогда уже майор ВВС не мог позволить себе купить эту машину, но, видя интерес «человека планеты», чисто в рекламных целях руководство Matra решило её подарить Юрию Алексеевичу.

Но тогда он об этом ещё ничего не знал. По возвращению в Москву его вызвали во французское посольство и при огромном скоплении прессы вручили ключи от «игрушки» небесно-голубого цвета. Пиар для французского ВПК был выполнен на все сто процентов.

Он ездил на единственной в те годы спортивной иномарке на занятия в военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, и все гаишники отдавали ему честь. Особенно когда он нарушал скоростной режим… После гибели космонавта машину бережно хранили в Звездном городке, но в начале 90-х она куда-то исчезла. По слухам, в 2001 году её продали на аукционе в Литве почти за миллион долларов, и теперь она стоит в гараже местного олигарха.

Загадок, связанных с машинами Гагарина, действительно немало. Если посидеть в Интернете пару суток, то вы найдете немало информации, что ещё у Ю.А. были ГАЗ-69 («козлик»), «Чайка» ГАЗ-13 (причем в версии «кабриолет»), которую ему подарили после посещения Горьковского автозавода.

А ещё у него было несколько «Волг» ГАЗ-21. Одна — личная с именным номером 12–04 ЮАГ (Гагарину тогда повезло: номера Московской области начинались с букв ЮА, как и его инициалы, «Г» — это Гагарин, а 12–04 — дата полета). Именно на этой машине его часто видел мой отец, проезжая по Кутузовскому проспекту. Причем пару раз во время запрещенного разворота у дома № 26, где жил Л. И. Брежнев. Что он делал у генсека дома и нынешняя судьба машины — неизвестны.

А в качестве служебной машины первый космонавт использовал ГАЗ-21 с номерами 78–78 МОД. Это единственная машина Гагарина, которая сохранилась по сей день и стоит в музее в городе его имени (бывший Гжатск) за стеклянной витриной…

Дмитрий Шавырин    

Опубликовано в Авто
/
21 Мар 2012