Венеция.
Картинки: #1
Картинки: #2
Картинки: #3
В названии «Венеция» сохранилось имя древнего племени вёнетов, или энетов, которые населяли Северную Адриатику во второй половине II тысячелетия до н. э.
Название местности — Венеция — сделалось именем города на воде только в XIII в. н. э.
В области Венеция существовало несколько римских городов: Аквилея, основанная в 181 г. до н. э., Опитергий (современный Одерцо),
Тарвизий (современный Тревизо), Альтин (современный Альтино), Патавий (современный Падуя) и др.
В 452 году, когда угасающая Западная Римская империя уже утратила свою военную мощь,
Аквилею и другие города области Венеции захватили и разграбили дикие гунны, под предводительством грозного Аттилы.
Часть местного населения в ужасе бежала от варваров на острова живой лагуны, где с незапамятных времен находились скромные хижины бедных
рыбаков, добытчиков соли и охотников на водных птиц.
В период раннего средневековья островное население неоднократно пополнялось беженцами из Пармы, Мантуи, Феррары, Флоренции, Болоньи,
Равенны, Пизы и многих других городов не только Италии, но и Восточной Адриатики.
В 568 г., когда Италия подверглась опустошительному нашествию лангобардов,
патриарх Павлин со всеми святынями и церковными сокровищами бежал из Аквилеи и обосновался со своей патриархией на маленьком островке Градо;
тогда же переместились на острова епископства из других городов (из Альтина на Торчелло и т. д.).
Этот год условно может считаться датой возникновения Венеции.
Безбрежное море, необъятное небо да небольшие плоские острова — вот тот минимум природных щедрот, которым одарила судьба Венецию.
И так как населения было очень много, а земли очень мало, то предметом роскоши сделалось каждое деревце, которому дали вырасти там, где можно было что-то построить.
Много веков жила Венеция, как сказочно богатый город, и ее жителей нельзя было удивить обилием золота, серебра, драгоценных
камней, тканей и иных сокровищ, но сад при дворце воспринимался ими всегда как крайний предел богатства, ибо зелени в городе было ничтожно мало:
людям пришлось отказаться от нее в борьбе за жизненное пространство. Наверное именно поэтому венецианцы стали очень’ восприимчивы к красоте и
каждый художественный стиль именно у них достиг максимума своих декоративных возможностей.
Любовь к красоте, воплощенная в искусстве, сделала Венецию подлинной «Жемчужиной Адриатики».
Венеция находится в 4 км от берега на архипелаге, насчитывающем более сотни островов, расположенных в живой лагуне
(воды ее ежедневно очищаются при отливах и приливах);
западнее находится мертвая лагуна со стоячей водой, где для людей жизнь невозможна.
Наиболее древние здания сохранились на Торчелло, острове, который называют «Матерью Венеции»,
потому что он был заселен еще в V—VI вв. и со временем сделался торговым центром островной жизни.
В VII в., когда каменное строительство в Италии прекратилось почти повсеместно, а великий Рим продолжал погружаться в трясину варварства,
богатые жители Торчелло построили у себя кафедральную церковь Санта Мария Ассунта — трехнефную базилику,
разделенную двумя продольными рядами великолепных колонн (в XI—XII вв. ее перестроили).
Внутреннее помещение украшено мозаиками в византийском вкусе.
Около собора сохранились остатки баптистерия VII века с колокольни открывается прекрасный вид на лагуну и острова.
Поблизости находится церковь Санта Фоска, основание которой относится к VII—VIII веков; это крестовокупольное здание меньших
размеров, чем собор, перестроенное в XI—XII вв.
Церковь окружена с пяти сторон арочными портиками на колоннах из греческого мрамора;
ее купол не сохранился (сейчас можно видеть его невысокий широкий барабан, почти плоско перекрытый черепицей).
Этот остров прозвали «Маленькой Византией» за художественный облик его зданий.
На Торчелло всегда была жива память об Аттиле, прозванном «бичом божиим», и, хотя он на островах лагуны никогда не был,
там до сих пор показывают каменное кресло, называя его троном Аттилы (вероятнее всего, это кресло принадлежало епископу,
имевшему здесь резиденцию).
«Мать Венеции» и «Маленькая Византия», население которой сократилось теперь до ста человек, превратилась в тихий и зеленый уголок, овеянный
спокойствием и поэтичностью; здесь, находя спасение от бурного ритма современного города туристов,
писал Э. Хемингуэй свой роман о Венеции «За рекой в тени деревьев».
В VII веке жители другого острова — Мурано — воздвигли у себя церковь Санти Мария э Донато (ее тоже перестроили в XII в.):
это кирпичная трехнефная базилика с колоннами из греческого мрамора; ее шестигранная алтарная абсида окружена двумя ярусами перспективно
сокращающихся арок на тонких сдвоенных колоннах.
Острову Мурано суждено было играть особую роль в истории Венеции: со второй половины XIII века туда, на этот сравнительно
малонаселенный остров, стали переводить с Риальто стеклодувные мастерские, ибо от них часто случались пожары.
Расцвет стекольного производства наступил в XV—XVI вв., когда венецианское стекло приобрело мировую славу, которая сохраняется за ним и сейчас,
а на Мурано по-прежнему пылает огонь в печах и создаются уникальные произведения искусства.
В XII—XIII вв. Венецианская республика сделалась столь богатой, что сочла возможным позаботиться о своих бедняках, которых у нее насчитывалось немало.
Забота выразилась в том, что на государственные средства стали строить жилые дома; некоторые из них сохранились.
Это прямоугольные в плане здания, повернутые торцовой стороной к воде; внутри находятся либо отдельные квартиры,
либо — для особо бедных — комнаты, сгруппированные вокруг холла и лестницы.
Венеция играла активную роль в международной политике: в 1167 году она вошла в состав Ломбардской лиги,
созданной североитальянскими городами для борьбы с императором Фридрихом I Барбароссой;
папа Александр III также был врагом императора, который противопоставлял ему другого папу—Пасхалия III.
В 1176 году император, потерпев поражение в битве при Леньяно, оказался вынужден вступить в переговоры с лигой и Александром III.
Летом 1177 году в Венеции противники заключили мир, а в преддверии собора св. Марка Фридрих I преклонил колени перед папой-победителем;
император, правда, сказал при этом, что падает ниц не перед папой, а перед святым Петром,
на что папа рассудительно ответил: «И предо мною, и пред Петром».
В память об этом триумфе церкви вмуровали плиту из красного камня в пол на том месте, где свершилось коленопреклонение.
Подлинный расцвет Венеции наступил в XIII в., когда ей удалось ловко воспользоваться Четвертым крестовым походом.
Участники похода — в основном французские рыцари — должны были весною 1202 года из Венеции отплыть на Восток для освобождения гроба господня
от власти мусульман.
Они собирались добраться на венецианских кораблях до Египта, овладеть им, а затем уже двинуться на Иерусалим.
Дожем Венеции в то время был Энрико Дандоло, девяностолетний старец, почти утративший зрение по причине давнего ранения в голову,
но в политике видевший все насквозь лучше любого зрячего.
Он заключил с крестоносцами договор, пообещав за 85000 марок серебром перевезти их в Египет в количестве 4 500 рыцарей с конями,
9 000 щитоносцев и. 20 000 пехотинцев. Не надеясь на их платежеспособность и заботясь о спокойствии Венеции,
дож приказал сначала свезти их всех на один остров, а затем отвел корабли в сторону и потребовал плату вперед.
Как и следовало ожидать, у идейного воинства не оказалось денег в нужном количестве (не хватило 34 000).
Тогда прозорливый дож потребовал, чтобы безденежные, но отважные рыцари захватили для Венеции город Зару (современыый Задар) на побережье
Далмации (венецианцы очень нуждались в строительном лесе для кораблей и жаждали целиком овладеть лесистыми берегами Восточной Адриатики;
кроме того, Зара мешала венецианской торговле).
Доблестные воины, вынужденные на время забыть о высоких идеях, как простые разбойники,
напали на Зару и успешно покорили ее, воодушевляемые дальновидным дожем, который отличался большой физической силой и сам возглавил флот.
За захват Зары грозный папа Иннокентий III, вдохновитель крестового похода, отлучил от церкви венецианцев и крестоносцев,
постыдно забывших о высоких целях, но гнев «наместника бога на земле» не оказал должного воздействия на Энрико Дандоло,
человека здравомыслящего и смелого. Более того, ненасытная Венеция желала извлечь для себя еще большую выгоду.
Дело в том, что Византия, бывшая ее торговым конкурентом, в это время находилась в тяжелом положении.
В результате дворцового переворота император Исаак 11 Ангел оказался свергнут с престола своим братом, ослеплен и заключен под стражу, а его сын,
Алексей Ангел, успел бежать.
Энрико Дандоло охотно помог ему уговорить крестоносцев двинуться против Константинополя.
Они взялись за это дело, и в 1203 году, подойдя к столице, с боем захватили ее (при участии престарелого, но неуемного дожа)
и восстановили на престоле свергнутого императора; тот, однако, вскоре скончался, а у его сына не нашлось средств, чтобы расплатиться с наемниками.
Отважные рыцари, встревоженные возможным материальным ущербом, стали терять самообладание и вступили в раздор с молодым
императором; тот, виня во всем коварных венецианцев, с отчаяния попытался поджечь их корабли, но не достиг успеха, утратив и трон и жизнь.
Крестоносцы в ярости бросились на Константинополь и дочиста разграбили его, не пощадив даже церквей и полностью забыв о светлых идеях христианства.
Они больше не помышляли о походе на Иерусалим во спасение гроба господня, а решили прочно обосноваться здесь.
Так Византия (временно) прекратила свое существование, а на ее балканских землях возникла Латинская империя.
Одним из древнейших дворцов на Большом канале является Палаццо Фарсетти;
как гласит сохранившаяся надпись, «Энрико Дандоло, покоритель Византии, повелел воздвигнуть этот дворец в 1203 г.».
Рядом находится Палаццо Лоредан, также сооруженное в XIII в.
Третий и четвертый этажи этих дворцов надстроены в XVI в. Аркады сделаны в византийском стиле, для которого характерны неширокие и сильно
вытянутые вверх полукруглые арки. Оба здания сейчас соединены между собой и в них размещается муниципалитет (горсовет).
В 1127 году венецианцы привезли из Сирии три массивные гранитные колонны; одна из них утонула при выгрузке, а две другие долго лежали на берегу.
В 1172 году по проекту архитектора Никколо Бараттьери их поставили на небольшой площади — Пьяцетте — около дворца Дожей у самого берега.
На колонне, находящейся ближе ко дворцу, установили бронзовое изображение крылатого льва, на другой — беломраморную статую св. Федора на
крокодиле.
Лев является произведением сасанидской скульптуры IV в., а св, Федор скомпонован из торса римского полководца II в, и головы
Митридата Понтийского.
В 1204 году из разгромленного Константинополя в Венецию привезли четырех громадных бронзовых коней; в XIV в. их установили на крыше преддверия
собора св. Марка. Кони эти были изваяны в Греции около III в. до н. э.;
потом их переправили в Рим, где они стояли на одной из триумфальных арок (возможно, это случилось в I в. при Нероне, который вывез из Греции
огромное количество скульптуры);
затем кони попали в Константинополь (вероятно, по приказу Константина Великого, обобравшего чуть ли не все города Римской империи ради украшения
основанной им новой столицы);
в Константинополе кони стояли на воротах ипподрома.
В XIV—XVI веках тщеславные венецианцы дали полную волю своей страсти к внешнему великолепию и сделали свой город красивейшим в Италии.
К середине XV века в спокойных водах Большого канала величественно отражались фасады уже около двух сотен дворцов, разнообразно и богато
отделанных. Прежние византийские вкусы отжили свой век, и на смену им пришло увлечение готикой:
здания украсились колоннадами и лоджиями с ажурными мраморными переплетами.
Самым элегантным из всех готических дворцов Венеции является так называемый Ка’д’Оро — «Золотой дом»,
мраморный фасад которого был отделан позолотой; дворец принадлежал знатному семейству Контарини;
в первой половине XV века пристроили замечательный готический фасад к старому зданию XII века.
Первые крупные художники появились в Венеции лишь во второй половине XV века
Джованни Беллини
Джентиле Беллини
Витторе Карпаччо
Джорджоне да Кастельфранко
Тициан
Якопо Робусти и Паоло Кальяри
Джованни Баттиста Тьеполо, Лука Карлеварис, Франческо Гварди
В XVIII веке Венеция, целиком утратив былую мощь, в полную меру своих сил предалась наслаждению благами жизни, наполнилась
звуками музыки и закружилась в вихре карнавала, сделавшись самым веселым городом Европы.
Блестящее описание Венеции XVIII веке дал П. Муратов: «Венеция была тогда второй столицей Европы.
Она делила с Парижем поровну всех знаменитостей сцены, искусства и любви, всех знатных путешественников, всех необыкновенных людей,
всех авантюристов, всех любопытных, всех тонких ценителей жизни и всех ее изобразителей.
Но у Венеции было то преимущество, что в ней не было резонеров, лицемерных моралистов, деловых людей и скучных насмешников.
XVIII век был веком музыки, и ни один из городов Европы и даже Италии не мог сравниться тогда с Венецией по музыкальности.
Одним из самых замечательных композиторов того времени был венецианский патриций Марчелло.
Венеция превратила четыре женских монастыря в превосходно поставленные музыкальные школы, и слово «консерватория» ,
обозначающее собственно приют, сделалось с тех пор нарицательным именем для всякой музыкальной академии.
Во главе этих консерваторий стояли лучшие музыканты эпохи: Доменико Скарлатти, Гассе, Порпора, Иомелли, Галуцци…
Население Венеции — это праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы,
актрисы, сводники и банкометы — все, что живет удовольствиями или создает их.
Благословенный час театров и концертов — это час их праздника. И все, окружающее их в этот час, — это убранство праздника.
Жизнь покинула огромные давящие дворцы, она стала общей и уличной и весело разлилась ярмаркой по всему городу…
Ночей нет или, по крайней мере, есть только бессонные ночи.
В Венеции семь театров, двести постоянно открытых кафе, бесчисленное множество казино, в которых зажигаются свечи только в два часа ночи и в
которых самые благородные кавалеры и дамы смешиваются с толпой незнакомцев…