Уникальное судно-перевертыш FLIP.

Картинки: #1
Уникальное судно-перевертыш FLIP.
Картинки: #2

Уникальное судно-перевертыш FLIP.

Картинки: #3

Уникальное судно-перевертыш FLIP.

В 1960 году в разгар «холодной войны» стремительное развитие атомного подводного флота США требовало новых методов наведения ракет.
В связи с этим военному руководству судостроителями была предложена уникальная концепция для проведения акустических исследований, после которых США получит новейшие способы наведения ракет.
Вскоре проект был реализован Институтом военно-морских исследований и Морской физической лабораторией при институте океанографии Scripps.

Создателями стали ученые Fred Fisher и Fred Spiess.
Для изучения распространения звуковых волн под водой они предложили необычную конструкцию.
В 1962 году на предприятии «Gunderson Brothers Engineering» было построено уникальное судно получившее название «FLIP» («Floating Instrument Platform»), что в переводе с английского языка означает «плавучая платформа для инструментальных исследований».
Проведя первые ходовые испытания, ученые поняли важность открытия.
Ведь теперь у человека появилась возможность дополнительно изучать циркуляцию воды, формирование штормовых и движение сейсмических волн, и это только часть исследуемых предметов.

Но ещё в переводе с английского «flip» — это сальто, щелчок, подбрасывание монеты, а в разговорном значении — дерзкий.
Всё это прекрасно сочетается с характером корабля.
Дело в том, что FLIP не совсем судно.
Скорее — чудовищно гипертрофированный специальный бакен.

Судно не может плавать самостоятельно, потому что на нем нет двигателей.
Это было сделано в связи с частыми акустическими исследованиями, для которых такие механизмы создают помехи.
Корабль был спущен на воду в 1962-м году и принадлежит Управлению военно-морских исследований США. Последняя модернизация судна 17 лет назад обошлась государству в $2 миллиона.

Ведь рабочее положение этого корабля — вертикальное.
Именно при таком положении судна на нём проводят недели и месяцы учёные-океанографы.
Но самое интересное, что к месту исследований FLIP добирается как обычный корабль — в горизонтальном положении.
Способность кувыркаться — самое яркое свойство этой конструкции.
FLIP создали более 40 лет назад двое учёных американского института океанографии Скриппса (Scripps institution of oceanography) — доктора Фред Фишер (Fred Fisher) и Фред Списс (Fred Spiess).
Оба Фреда мечтали о более тихом и устойчивом месте, чем исследовательское судно, чтобы спокойно изучать поведение звуковых волн в открытом океане вдали от берегов.

Волны нещадно мотают суда.
И даже когда их двигатели выключены, нельзя говорить о тишине.
Для чувствительной техники такие условия — это ниагара помех.
Вот тут-то на сцену выходит FLIP. Все жилые и рабочие помещения судна находятся в его головной части. Остальные помещения — пустые отсеки, снабжённые герметичными люками.
Когда в них воздух, FLIP плавает как обычный корабль.

Но вот открыты клапаны и сюда начинает поступать вода.
Нос поднимается всё выше и выше.
Команда в этот момент находится на палубе и не выказывает ни малейших признаков беспокойства.
Ещё бы, ведь это не катастрофа.
Люди смотрят, как медленно палубы становятся стенами, стены — потолками и так далее.
Переворот корабля в вертикальное положение занимает 28 минут.
Так что от экипажа не требуется особой ловкости и умений человека-паука, чтобы освоится с новым расположением пола.
Самое важное научное оборудование размещено в хвосте корабля и теперь оно оказывается на большой глубине. При этом сам мегапоплавок ведёт себя чрезвычайно устойчиво.
Даже сильные штормы он практически не замечает.
Как заметил один из учёных, волны в него бьют, как в кирпичную стену.
Держится корабль всегда вертикально, а в силу инерции и не очень-то двигается вверх-вниз.
Анимационный ролик, показывающий сравнение FLIPa и обычного корабля вы можете найти здесь.
Уже первые испытания машины помогли собрать массу ценных сведений об океане.
Фишер и Списс узнали, как циркулирует вода в разных точках моря, как рождаются штормовые волны, как ведут себя в толще океана сейсмические волны, как идёт обмен теплом между океаном и атмосферой.
С тех пор FLIP остаётся самым экзотическим и одним из наиболее результативных судов института Скриппса.
В частности, удивительные опыты на нём проводят с помощью аппаратуры «Адонис» (ADONIS — Acoustic Daylight Ocean Noise Imaging System). Английская аббревиатура переводится примерно так — «С помощью этой акустической штуки я вижу предметы в глубинах океана так ясно, как при дневном свете».
В отличие от традиционных гидроакустических станций «Адонис» формирует изображения подводных объектов. Для чего использует анализ шумового фона, создаваемого рыбами, судами, подлодками, пузырьками воздуха и, конечно, волнами, на огромных просторах вокруг точки, где установлена аппаратура.

Глаза «Адониса» — это блюдце-отражатель, фокусирующее звук, и 126 микрофонов, формирующих картину. Мозг «Адониса» — компьютер, «окрашивающий» звуки в разные цвета.
Идею аппарата выдвинул профессор института Скриппса Майкл Бэкингем (Michael J. Buckingham) ещё в 1985 году. Но только в 1990-х его детище прошло масштабные испытания в океане и показало, что может действительно видеть в воде, словно в атмосфере.

На счету научно-исследовательского судна «FLIP» более 300 успешных научных открытий. Единственное в мире судно «FLIP» в наше время используется для разнообразных исследований:
в его лабораториях проводятся измерения плотности и температуры морской воды, высоту волн, поведения морских обитателей при влиянии на них различных звуковых сигналов, собираются данные для метеорологов при прогнозировании.
Находясь в вертикальном положении судно похоже на огромный бесшумный буй, при помощи которого проводятся прослушивания мирового океана.
Девятиметровая волна вызывает отклонения у вертикально стоящего судна всего на 1 см.

Любопытно, что исследования, приведшие к появлению «Адониса» были сугубо военными — физики хотели найти новый способ обнаружения морских мин.
Но машина пригодилась и для науки.
Например, для отслеживания миграций китов.
Учитывая уникальные особенности судна, FLIP оказался идеальным пунктом дислокации для акустического глаза. Вообще же на FLIP установлена масса техники.
Учёные хотели бы поставить туда ещё больше, но, увы — FLIP ужасно тесен.
Вот как Эрик Слэйтер (Eric Slater) старший инженер и лидер группы физики института Скриппса рассказывал о своей работе на FLIP:
«Скорее это похоже на субмарину, чем на судно.
FLIP устойчив и не подпрыгивает.
Поэтому вы не утомляетесь во время работы.
Однако FLIP чрезвычайно переполнен.
Помещения очень маленькие.
Научное оборудование и инструменты, системы управления, помещения, где живут и работают учёные и команда, обслуживающая судно — всё смешано.
Тут необходимы постоянные шутки, чтобы снизить напряжённость».
Шутить учёные, как выяснилось, умеют.
На сайте судна они хвастаются отличной рыбалкой и загаром (а когда они работают, спрашивается?), размещают шаржи на корабль.
А ещё они так полюбили свой FLIP, что разместили в Интернете инструкцию — как самому сделать маленькую модель корабля-перевёртыша.
Завлекают детей. Растят, стало быть, смену.

Технические данные научно-исследовательского судна «FLIP»:
Длина — 108,2 м;
Ширина — 7,9 м;
Осадка — 3,8 м;
Водоизмещение — 700 тонн;
Скорость буксируемая — до 10 узлов;
Энергетическая установка — три дизель-электрических генератора;
Экипаж, включая научно-исследовательский персонал — 16 человек;

   

Опубликовано в Интересное
/
20 Янв 2011